Чему обучают ребёнка в детском саду
Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду» (далее — Программа) создана в ответ на запрос современного социума — семьи и государства — к воспитанию одухотворенного человека-созидателя, готового к встрече с быстро меняющимся многополярным миром и стремительно обновляющейся культурой, способного к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах своей жизни, умеющего работать в команде и отвечающего за свои поступки.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013). Согласована с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). Учитывает основные положения Конвенции ООН о правах ребенка и ключевые идеи стратегии образования для устойчивого развития:
• формирование у ребенка новой системы ценностей, современного взгляда на окружающий мир как среду обитания человека;
• опора на собственный опыт детей — бытовой, культурный, художественный, социальный,
нравственный и др.;
• развитие детской инициативы, активности, самостоятельности, познавательной мотивации на основе индивидуальных интересов;
• формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;
• интегрированное содержание образовательной работы;
• партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
• соблюдение прав ребенка, в т.ч. права на игру, на здоровую, безопасную и комфортную окружающую среду;
• доступность качественного образования;
• активное вовлечение ребенка в социум.
Программа ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; поддержку разнообразия детства; уважение личности каждого ребенка с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей. Предусматривает реализацию принципа непрерывности образования на всех его уровнях, обеспечивает преемственность программ (целей, задач, содержания) дошкольного и начального общего образования. Методологическую и теоретическую основу программы «Умные пальчики» составляют культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к организации образовательного процесса.
Парциальная программа «Донбасс –мой край родной» позволяет объединить усилия дошкольной образовательной организации, семьи, общественности и других социальных институтов, по вопросу духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Основная цель программы - формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственного и патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине через познание историко-национальных и природных особенностей родного края, сопричастности к окружающему, развитие таких качеств как гражданственность, милосердие, доброжелательность, любознательность. Для достижения цели программы первостепенное значение имеет решение следующих задач:
- Образовательных:
· объединить обучение и воспитание в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества,
· формировать у детей дошкольного возраста представления о малой
родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;
· формировать краеведческие знания об исторических традициях и
культурном наследии родного края;
· формировать экологические знания о природе родного края и о
влиянии человека на нее;
· формировать начальные представления о здоровом образе жизни. Развивающих:
Развивающих:
- развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления;
- расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
- развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего
- прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физической культурой и спортом.
Воспитательных:
- воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине и гордости за нее, восхищения ее красотой;
- воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края;
- стимулировать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края;
- воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам;
- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства земляков.
Планируемые результаты:
- - Ребенок имеет представления традициям и историческим ценностям Донецкой Народной Республики (далее ДНР);
- - приобретает положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость);
- - соблюдает общепринятые нормы и правила поведения;
- -проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам о родном крае, его достопримечательностях;
- -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- -знает произведения поэтов, писателей, композиторов художников родного края.
Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание авторской программы, – методологическая установка, отстаивающая самоценность изобразительного искусства как процесса и результата художественного творчества, посредством которого ребенок познаетокружающий мир и себя в этом мире. Содержание художественного образования в дошкольной организации – это запечатленный в изобразительном искусстве духовный опыт всего человечества,раскрывающий вопросы бытия человека и смысла жизни с эстетических позиций.
Цель занятий изобразительнымискусством – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации.
Основные задачи занятий изобразительным искусством в ДОУ:
1. Раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческойдеятельности человека.
2. Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству какотражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части
мироздания.
3. Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания
пережитого».
4. Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие–исполнительство–творчество.
5. Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Основополагающая идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение
ребенка в общечеловеческую культуру